Предыдущая Следующая
Кривые спроса
Модели
спроса
┌─────┴──────┐
однофакторного ® многофакторного
┌─────┴─────┐
индивидуального ® рыночного
└─────────
└────── └──────────
Однофакторная
модель индивидуального спроса
Эта
модель предполагает наличие на рынке всего лишь одного товара и одного
покупателя товара. Цель анализа - выявить зависимость
спроса от уровня цены.
а. От чего зависит цена
┌──────┴──────┐
факторы цены à
ЦЕНЫ à
функции цен
└──────┬───────┘
б.
На что воздействует цена
|
а. Цена как функция показывает ее факторы, т.е. от
чего она зависит и чем одновременно детерминируется ее суть. Было
и сохраняется множество парадигм трактовки сущности цены.
В западной науке преобладает
мнение о предельной полезности как факторе цены и, тем самым, о цене
как проявлении полезности товаров. Основанием однофакторной модели
спроса является учение о предельной полезности. Оно призвано положить
в основу цены товаров их полезность. Тем самым аргументируется
субъективная концепция ценообразования.
Субъективное
учение о цене исходит из психологических
переживаний индивидов в процессе
потребления товаров, насыщения ими. По мере удовлетворения
субъектом потребности полезность каждой новой единицы товара падает.
Этот эмпирически установленный факт следует считать аксиомой. Другое
дело - значимость
этих психических переживаний субъектов для ценообразования товаров.
Объективное
учение о цене не отрицает значения психических переживаний
при потреблении товаров. Тем не менее, оно не считает их главным фактором
ценообразования в условиях развитого рынка. На цены воздействует
множество факторов производства и самого рынка (затраты труда, издержки обращения, рыночная конъюнктура, спрос и предложение
и т. д.). Детерминаторы цен объективны, и воздействие на них психических
переживаний индивидов близко к нулю. Цены определяются на рынке, в то
время как полезность определяется после рынка. При покупке товаров
определяющим фактором действий
покупателя является не субъективное
переживание, а его доход. Самая большая потребность в товаре существует
у тех, у кого практически нет денег для его покупки. Надо учитывать и
тот факт, что только один тип кривых спроса совпадает с кривой предельной
полезности, а другие нет. Поэтому эти психические основания имеют
значение для ценообразования такое же, как бузина в огороде свидетельствует
о наличии дядьки в Киеве. Предыдущая Следующая
|