Главная страница

Ссылки

Литература

Мои друзья

Администратор


размести мою кнопку
на своем сайте.


 Юбилейные монеты России

Предыдущая Следующая

Кривые спроса

                                                           Мо­де­ли спроса

                              ┌─────┴──────┐

                                                   од­но­фак­тор­но­го   ®        мно­го­фак­тор­ного

                        ┌─────┴─────┐

             ин­ди­ви­ду­аль­но­го  ®    ры­ноч­ного

  
                              

      └─────────       └──────    └──────────

Однофакторная модель индивидуального спроса

Эта мо­дель пред­по­ла­га­ет на­ли­чие на рын­ке все­го лишь од­но­го то­ва­ра и од­но­го по­ку­па­те­ля то­ва­ра. Цель ана­ли­за - вы­явить за­ви­си­мость спро­са от уров­ня це­ны.

        а. От че­го за­ви­сит цена

      ┌──────┴──────┐

фак­то­ры це­ны à ЦЕНЫ à функ­ции цен 

             └──────┬───────┘

                       б. На что воз­дейс­тву­ет цена

а. Це­на как функ­ция по­ка­зы­ва­ет ее фак­то­ры, т.е. от че­го она за­ви­сит и чем од­но­вре­мен­но де­тер­ми­ни­ру­ет­ся ее суть. Бы­ло и со­хра­ня­ет­ся мно­же­ство па­ра­дигм трак­тов­ки сущ­но­сти це­ны. В западной на­уке  пре­об­ла­да­ет мне­ние о пре­де­ль­ной по­ле­знос­ти как фак­то­ре це­ны и, тем са­мым, о це­не как про­яв­ле­нии по­ле­знос­ти то­ва­ров. Осно­ва­ни­ем од­но­фак­тор­ной мо­де­ли спро­са яв­ля­ет­ся уче­ние о пре­де­ль­ной по­ле­знос­ти. Оно при­зва­но по­ло­жить в осно­ву це­ны то­ва­ров их по­ле­зность. Тем са­мым ар­гу­мен­ти­ру­ет­ся субъ­ек­тив­ная кон­цеп­ция це­но­об­ра­зо­вания.      

Субъ­ек­ти­вное уче­ние о це­не ис­хо­дит из пси­хо­ло­ги­че­ских пе­ре­жи­ва­ний  индивидов в про­цес­се по­треб­ле­ния то­ва­ров, на­сы­ще­ния ими. По ме­ре удо­влет­во­ре­ния субъ­ек­том по­треб­но­сти по­ле­зность каж­дой но­вой еди­ни­цы то­ва­ра па­да­ет. Этот эм­пи­ри­че­ски уста­но­влен­ный факт сле­ду­ет счи­тать ак­си­омой. Дру­гое де­ло - зна­чи­мость этих пси­хи­че­ских пе­ре­жи­ва­ний субъ­ек­тов для це­но­об­ра­зо­ва­ния то­варов.      

Объ­ек­тив­ное учение о це­не не от­ри­ца­ет зна­че­ния пси­хи­че­ских пе­ре­жи­ва­ний при по­треб­ле­нии то­ва­ров. Тем не ме­нее, оно не счи­та­ет их глав­ным фак­то­ром це­но­об­ра­зо­ва­ния в усло­ви­ях раз­ви­то­го рын­ка. На це­ны воз­дейс­тву­ет мно­же­ство фак­то­ров производства и самого рынка  (затраты труда,  издержки обращения,  рыночная конъюнктура, спро­с и пред­ло­же­ние и т. д.). Де­тер­ми­на­то­ры цен объ­ек­тив­ны, и воз­дейс­твие на них пси­хи­че­ских пе­ре­жи­ва­ний  индивидов близко к  ну­лю. Це­ны опре­де­ля­ют­ся на рын­ке, в то вре­мя как по­ле­зность опре­де­ля­ет­ся по­сле рын­ка. При по­куп­ке то­ва­ров определяющим  фактором действий покупателя   яв­ля­ет­ся не субъ­ек­ти­вное пе­ре­жи­ва­ние, а его до­ход. Са­мая бо­ль­шая по­треб­ность в то­ва­ре су­ще­ству­ет у тех, у ко­го прак­ти­че­ски нет де­нег для его по­куп­ки. На­до учи­ты­вать и тот факт, что то­ль­ко один тип кри­вых спро­са со­впа­да­ет с кри­вой пре­де­ль­ной по­ле­знос­ти, а дру­гие нет. По­это­му эти пси­хи­че­ские осно­ва­ния име­ют зна­че­ние для це­но­об­ра­зо­ва­ния та­кое же, как бу­зи­на в ого­ро­де сви­де­те­льс­тву­ет о на­ли­чии дя­дь­ки в Киеве.    


Предыдущая Следующая