Предыдущая Следующая
§ 7. Инфляция, ее особенности в Казахстане
Инфляция определяется как рост совокупного уровня цен, вызванный диспропорциями в процессе общественного воспроизводства. В долгосрочной перспективе, а также в тех случаях, когда рост денежной массы достигает крупных масштабов, основным фактором инфляции являются изменения в денежной масса
Термин "инфляция" стали употреблять в период гражданской войны 1861—1865 гг. в США, когда покупательная способность доллара только за два года упала на 60%.
Многие десятилетия не признавалось наличие инфляции в народном хозяйстве СССР. Аксиомой считался факт, что инфляция присуща капиталистическому способу производства и невозможна в условиях социализма, плановой экономики Действительно ди-
47
рективное ценообразование позволяло поддерживать относительно стабильным уровень цен на предметы первой необхоимости населения. Однако уровень потребительских цен не является единственным измерителем инфляции Инфляция также может характеризоваться уровнем оптовых цен в промышленности и сельском хозяйстве, дефлятором ВВП.
Оптовые цены на продукцию росли постоянно вместе с ростом затрат на из производство. Стабильность же розничных цен на широкий крут товаров поддерживалась за счет государственного перераспределения доходов в различных секторах экономики Но и при этом происходило "вымывание" из производства товаров дешевого ассортимента, возникновение их дефицита. На многие товары сохранялись низкие цены при отстутствии самих товаров в розничной торговле. Все это позволяло говорить о наличии так называемой скрытой инфляции.
Глубинные причины нынешней инфляции в Казахстане и других странах СНГ — это резкая диспропорция в развитии производства средств производства и предметов потребления начиная с 30-х годов; большие расходы на оборону; неэффективные и гипертрофированные капиталовложения в развитие, в частности в Казахстане, добывающих отраслей промышленности и сельского хозяйства; перекосы в ценообразовании и громадный отрыв цен от себестоимости. В условиях либерализации ценообразования, без чего не возможен переход к рыночным отношениям, все эти причины привели к резкому росту цен, инфляции
Основным показателем, характеризующим уровень инфляции в экономике, является индекс потребительских цен (ИПЦ). Он определяется на основе индексов роста цен на отдельные товары и услуги, включаемые в рассчитываемую на основе обследования домашних хозяйств "потребительскую корзину" с учетом их удельного веса. ИПЦ определяется в Казахстане начиная с 1991 г. "Потребительская корзина" включает в себя 275 наименований товаров и услуг. С изменением структуры цен и потребления периодически пересматривается и структура ИПЦ. С июля 1996 г., исходя из результатов обследования бюджетов семей за 1995 г., установлена следующая масса (вес): продукты питания составляют 62,6% (было 58,2%), непродовольственные товары — 23,2% (30%), платные услуги -14,2% (11,8%). Предыдущая Следующая
|