Главная страница



Форум

Ссылки

Литература

Мои друзья

Администратор


размести мою кнопку
на своем сайте.


 Юбилейные монеты России

Литература

Безмонетный период

[1][2][3][4][5]

Источник: книга "О чем рассказывают монеты"
Автор: В.Н.Рябцевич

Не прерывались и русско-византийские контакты. В 1166 г. Ростислав Мстиславич, князь смоленский и киевский, дважды защищал «гречников» (византийских купцов, а также русских, ведших торговлю с Византией) от половцев, засевших в днепровских порогах. Вначале отряд во главе со служившим у него Владиславом Ляхом (поляком) проводил купеческий караван до Киева. Затем сам Ростислав с одиннадцатью братьями и сыновьями (среди них были Глеб из Гродно и Иван из Турова) встречал суда гречников у города Канева.
В следующем, 1167 г. преемник Ростислава Мстислав и двенадцать других князей (в том числе Мстислав Гродненский и Святополк Туровский) выступили против половцев.
Несмотря на то, что Восток еще в конце X в. потерял роль ведущего экономического партнера Руси, арабы и в XII в. посещали ее. Уроженец Гранады Абу Хамид ал-Гарнати в дневнике одного из путешествий (1130-е гг.) вспоминает о своей встрече в одном из русских городов с багдадским купцом Абд ал-Керимом.
Русские купцы, как и их зарубежные собратья, не были домоседами. В 1134 г. новгородские «гости» были арестованы в Дании; в 1142 г., возвращаясь «из-за моря», они подверглись нападению шведов, а в 1188 г.— немцев. В конце XII в. в Штирии действовал таможенный устав, определявший размер поборов с приезжих русских торговцев. Купцов Руси видел Пешт и другие города Венгрии, где они покупали главным образом коней (в свою очередь, русские кони котировались на рынках Франции наравне со знаменитыми гасКонскими, испанскими и венгерскими скакунами).
Вениамин Тудельский, восточный путешественник 1160-х— 1170-х гг., называя Русь «пространным государством», а ее столицу Киев — «великим городом», клятвенно утверждает, что встречал русских торговцев не только в Константинополе, но и в Александрии.
Рубруквис, посетив на пути в Монголию венецианскую торговую факторию Солдайю (ныне — поселок Судак Крымской области), оставил следующую запись: «Туда пристают все купцы, как едущие из- Турции и желающие направиться в северные страны, так и едущие обратно из Руссии и северных стран и желающие переправиться в Турцию. Одни привозят горностаев, белок и другие драгоценные меха; другие привозят ткани из хлопчатой бумаги, шелковые материи и душистые коренья... Константинопольские купцы посоветовали мне взять телеги и даже купить в собственность крытые повозки, в которых русские перевозят свои меха...»
Таким образом, катастрофическая обстановка, в которой оказалась Русь, не смогла полностью остановить деятельность как внутренних, так и внешних ее рынков. Ассортимент внутреннего русского товарообмена был очень разнообразен: цветные стеклянные браслеты, изготовлявшиеся в Киеве, Полоцке, Смоленске и других городах; пряслица розового сланца (шифера) — из города Овруча на Волыни; оконное стекло, стеклянная и бело-глиняная посуда, церковная утварь (нательные крестики, иконы и проч.), ювелирные изделия — из Киева; поделки из дерева и кости, разнообразные ремесленные изделия из железа, бронзы и других материалов, производившиеся в большинстве городов.
Западная Европа поставляла на Русь олово, свинец, серебро, изделия из кости и металлов, оружие; Прибалтика— главным образом янтарь; Византия и Причерноморье — дорогие ткани, тонкостенные сосуды с золотой и эмалевой росписями, ювелирные изделия, красноглиня-ные амфоры с виноградным вином и оливковым маслом; Кавказ — самшитовые гребни; печенеги и половцы — коней. Русь в свою очередь отправляла за рубеж меха пушного зверя, овчины, воск, мед, смолу, лен и льняные ткани, ювелирные изделия из серебра, оружие и коней.
Вынужденный «отказ» русских земель от монетного импорта отнюдь не означал, что они больше не нуждались в деньгах. Наоборот, огромное количество серебра требовалось для удовлетворения потребностей внутреннего товарооборота и для выплат Золотой Орде. Золотоордынские ханы брали дань не только с захваченных территорий: ее вынуждены были платить и Новгородская республика бояр и западнорусские земли, входившие в состав Великого княжества Литовского.
Новгород, сохранивший наиболее стабильные связи с Западной Европой, стал для Руси основным поставщиком серебра. Однако оно транспортировалось отсюда лишь на восточнорусские земли, минуя территорию нынешней Белоруссии.
В сложившихся условиях шла резкая перестройка всей экономики Руси. Это отразилось, в частности, на характере и содержании средств ее денежного обращения. В безмонетный период получили распространение очень своеобразные деньги — серебряные слитки определенных веса и формы. Материалом для их отливки служили, очевидно, как накопленные ранее запасы дирхема и денария, так и лепешкообразные германские слитки серебра, поступавшие через Новгород.
Слитки не сразу вытеснили из обращения монету: на западных землях Руси часть кладов со слитковым серебром относится к последнему двадцатилетию бытования здесь денария и содержит в своем составе монетную часть. Однако для последующего времени нельзя назвать монету, которая «разменивала» бы слитки, «вводила» бы ил в сферу обращения. Эти огромные для своего времени денежные единицы не могли, естественно, получить столь же широкое применение, как предшествовавшие им дирхемы и денарии. И, действительно, хотя область их обращения на территории Белоруссии в целом совпадала с областью распространения денария (верхнее Поднепровье и Подвинье), количество их, зарегистрированное в находках, едва достигает 170 экземпляров. Характерно, что слитки в виде кладов встречаются чаще, чем единичными находками. Это может служить дополнительным доказательством принадлежности их очень узкому кругу людей. Следует полагать, что слитковые деньги служили только для очень крупных платежей и для уплаты дани Орде. В Белоруссии чаще всего встречаются два вида слитков — «киевские» (в форме ромба с усеченными острыми углами размером 9—10 на 4—5 см, весом 163— 165 г) и «западнорусские», или «литовские» (палочкообразные, многие с одной или несколькими вмятинами на «спинке», 10—17 см, 100—105 г). Гораздо реже попадаются «новгородские» слитки (палочкообразные, 14— 20 см, порядка 200 г).
В письменных источниках слитки фигурируют под различными названиями. Чаще всего это «гривна». Ипатьевская летопись сообщает о завещаниях минского князя Глеба Всеславича (1119 г.) и его супруги (1158 г.) Киевско-Печерскому монастырю следующее: «...преста-вися блаженная княгиня Глебовая Всеславича... И положена бысть в Печерском монастыри... Глеб же вда в животе своем с княгинею 600 гривен серебра, а 50 гривен золота, а по княжи животе княгини вда 100 гривен серебра, а 50 гривен золота». Выплата эта была произведена, повидимому, в новгородских гривнах. Таким образом, право быть погребенным в пещерах монастыря обошлось минским князьям примерно в 140 кг серебра и 20 кг золота!
В 1161 г. ювелир Лазарь Богша, выполняя заказ полоцкой княгини Евфросиньи, изготовил шестиконечный напрестольный крест из дерева, покрытого золотыми и серебряными пластинами с цветными эмалями и камнями. На поверхности этого шедевра Богша вырезал надписи. Итак, золото, серебро и камни стоили княгине 100 гривен серебра (если бы речь шла о золоте, то неизбежно последовала бы соответствующая оговорка), а плата мастеру — 40 гривен. В то время 140 гривен серебра — сумма, на которую можно было приобрести 600 лисьих мехов или соорудить бревенчатую мостовую протяженностью до трех верст.
20 августа 1959 г. при земляных работах на площади Свободы в Витебске сделано замечательное открытие: найдена берестяная грамота, датируемая рубежом XIII и XIV вв., с текстом следующего содержания: «От Степана к Нежилови. Оже еси продал порты, а купи мне жита за 6 гривен. А ли цего еси не продал, а поели ми лицем. А ли еси продал, а добро сотворя, укупи ми жита» («От Степана к Нежилу. Если ты продал одежды, то купи мне за 6 гривен ячменя, а если чего-либо не продал, то пошли мне в наличности. Если же продал, то сделай милость—купи мне ячменя»). Следует полагать, Что это послание принадлежит новгородцу, направившему его своему торговому агенту в Витебске. 6 гривен — деньги, на которые можно было купить 300 овчин, 12 свиней, 2 кобылы или 3 коровы.
Слитки стали первыми рублями, а их половинные обрубки — первыми полтинами. В новгородских берестяных грамотах читаем: «А цто рубль дать Игнату, и ты дай», «...дай нам ржи на полтину» и т. п.
Изредка слитки именовались «серебром литым». В применении к их западнорусскому типу нередко употреблялось слово «изрой», иногда выцарапанное на самом слитке.
Упоминавшаяся выше грамота рижских ратманов к витебскому князю Михаилу Константиновичу излагает следующую историю: «Как то Немчи послали свое кони из Смоленска у Витебск... ты, княжо, тые кони оби-зрел и улюбил еси единого коня... Тии люди рекли: княжо, мы коня не дамы ни продамы его... и ты, княжо, давал еси на кони 10 изроев, и они не взяли. То ты рекл, княжо: дайте Вы мне конь, я вас провожю из Смоленьска и сквозе Касплю Лучаны хочю проводити с коньми и до Полотьска, то дали тобе конь по твоему слову».
Добившись наконец желанного, князь вначале как-будто выполняет свое обещание: в Смоленск прибывает его человек — Прокопий, чтобы проводить купцов. Они уже собрались в дорогу, но Прокопий неожиданно заявил, что не желает ехать на ночь глядя («не могу я из света во тму ехати»), и исчезает... «Княжо,— укоряют Михаила ратманы,— аже бы ты у своем слове стоял, а нашю братию проводил бы, мы быхом не поминали того коня, а ны отдай конь а любо 10 изроев... или того не даси, ни коня, ни серебра». Брат витебского князя оказался еще более бесцеремонным торговым партнером рижан: «...а се еще обиду поведаем про Ильбранта, что твой брат торговал с ним на 30 изроев. 17 изроев заплатил, а трина-десят изроев не заплатил».