Главная страница

Ссылки

Литература

Мои друзья

Администратор


размести мою кнопку
на своем сайте.


 Юбилейные монеты России

Предыдущая Следующая

Основной единицей конкуренции в теории М.Портера являлась отрасль - Группа конкурентов, производящих товары или оказывающих услуги и непосредственно соперничающих между собой.

Портер выделял два типа отраслей: • Множественно-национальные - в каждой стране конкуренция

протекает по разному из-за чего проводить единую стратегию

невозможно (например, Сбербанки).

90

Международная торговля и внешнеторговая политика

• Глобальные - необходимость глобальной стратегии, единого подхода к продаже продукции во многих странах (автомобилестроение, электроника).

Выделялись и два способа достижения и использования преимущества при глобальной стратегии:

• Конфигурация отрасли - размещение различных видов деятельности в разных странах, чтобы использовать их особенности.

• Координация деятельности филиалов: обмен информацией, распределение ответственности, согласование усилий. Основными критериями выбора страны при размещении различных видов деятельности фирмы были минимальная стоимость факторов, наличие необходимых условий для проведения НИОКР, возможность доступа к специализированным навыкам, степень развития отношений с клиентами, и др.

Конкуренция в теории Портера - это не равновесие, а постоянные изменения. Каждая отрасль постоянно совершенствуется. Важную роль в стимулировании этого процесса играет страна базирования -страна, где разрабатывается стратегия, основная продукция и технология и где есть рабочая сила с необходимыми навыками.

Рис. 7. Четыре детерминанты теории Портера

91

Мировая экономика

Каждая страна в той или иной мере обладает факторами производства, необходимыми для деятельности фирм в любой отрасли. В теории «Х-О» страна экспортирует товары, в производстве которых интенсивно используются различные факторы. Но факторы не только даются природой, но и создаются людьми:

• Человеческие ресурсы (количество, квалификация, стоимость рабочей силы)

• Физические ресурсы (количество, качество, стоимость, доступность земли, воды, полезных ископаемых)

• Ресурс знаний

• Денежные ресурсы

• Инфраструктура

Факторы могут создаваться естественным или искусственным способом. Все факторы, которые способствуют достижению конкурентных преимуществ более высокого уровня, являются искусственными.

Влияя на эффект масштаба, спрос на внутреннем рынке определяет характер и скорость внедрения новаций. Характеристикам спроса являются: структура, объем и качество, интернационализация.

Конкурентоспособные отрасли- поставщики делают возможным эффективный и быстрый доступ к дорогостоящим ресурсам (например, к оборудованию), координацию поставщиков на внутреннем рынке, ускорение нововведений.

92

Международная торговля и внешнеторговая политика

Родственными называют отрасли, в которых фирмы могут осуществлять взаимодействие между собой в процессе формирования цепочки ценностей, а также отрасли, имеющие дело с взаимодополняющими продуктами (например, компьютеры и программное обеспечение).


Предыдущая Следующая