Главная страница

Ссылки

Литература

Мои друзья

Администратор


размести мою кнопку
на своем сайте.


 Юбилейные монеты России

Предыдущая Следующая

 ФТЭ не должна превращаться в  эконометрику. Она дает систему основных экономических категорий. ФТЭ - общеобразовательная, а эконометрика - профессиональная наука. Предполагается, что «... большинство студентов, приступающих к изучению курса эконометрики, уже прослушали один или  несколько курсов по статистике и, значит, должны быть хорошо знакомы с фундаментальными понятиями» [см. 40].

Экономика. Общий курс

Сте­пень изу­че­ния эко­но­ми­ки  за­ви­сит от уров­ня раз­ви­тия ФТЭ и ее вос­при­ятия сту­ден­та­ми. При этом имеет зна­че­ние  ин­те­рес сту­ден­тов к это­му кур­су, фор­ми­ру­ющий­ся обыч­но в до­ву­зовс­кий пе­ри­од их жиз­ни. В ву­зы при­хо­дят лю­ди с раз­ной эко­но­ми­че­ской эру­ди­цией, а по­это­му их эко­но­ми­че­ская под­го­тов­ка в ву­зе долж­на быть диф­фе­рен­ци­ро­ван­ной, что­бы выровнять по­ни­ма­ние ими эко­но­ми­ки на уров­не на­уч­но­го ми­ро­воз­зре­ния.

Вся по­всед­нев­ная жизнь в ву­зе зна­ко­мит сту­ден­тов с раз­лич­ны­ми ас­пек­та­ми эко­но­ми­ки: плат­ное и бес­плат­ное обу­че­ние, при­ви­ле­гии обу­ча­емым, вы­пла­та сти­пен­дий и гран­тов, об­щес­твен­ное пи­та­ние, об­ще­жи­тия и т.п. Важную функцию в этом выполняет  учас­тие сту­ден­тов в се­льс­ко­хо­зяйс­твен­ных, стро­ите­ль­ных ра­бо­тах, про­из­водс­твен­ной прак­ти­ке,  а также ста­жи­ров­ка и т.д. Слу­жат по­зна­нию эко­но­ми­ки и все изу­ча­емые в ву­зе пред­ме­ты,  прежде всего  со­ци­аль­ные, гу­ма­ни­тар­ные на­уки.

 Ис­то­ри­че­ские зна­ния - осно­ва эко­но­ми­че­ско­го об­ра­зо­ва­ния. Ис­то­рия об­щес­тва зна­ко­мит в той или иной ме­ре с про­шлой эко­но­ми­кой. Опе­ре­жа­ющее изу­че­ние ис­то­рии  важ­но для под­го­тов­ки сту­ден­тов к усвое­нию ФТЭ. В свою оче­редь, ФТЭ спо­собс­тву­ет осмыс­ле­нию ис­то­рии. В опре­де­лен­ных усло­ви­ях воз­ни­ка­ет не­об­хо­ди­мость в спе­ци­аль­ных ис­то­ри­че­ских пред­ме­тах, ко­то­рые по­ка­зы­ва­ют ис­то­рию эко­но­ми­ки и эко­но­ми­че­ской мысли.           

Со­ци­оло­гия вно­сит важ­ный вклад в по­зна­ние эко­но­ми­ки. Да­вая фун­да­мен­та­ль­ную тео­рию раз­ви­тия об­щес­тва, со­ци­оло­гия по­ка­зы­ва­ет и эко­но­ми­че­ский ба­зис об­щес­твен­но­го раз­ви­тия: сущ­ность и мес­то эко­но­ми­ки в об­щес­твен­ном раз­ви­тии, при­мат эко­но­ми­ки. Тео­ре­ти­за­ция со­ци­оло­гии, не­со­мнен­но, по­вы­сит ее вклад в объ­яс­не­ние эко­но­мики.          

По­ли­то­ло­гия  объ­яс­няет по­ли­ти­че­скую сис­те­му об­щес­тва, в частности, рассматривает проблему взаимодействия, взаимосвязи политики и экономики, экономическую роль государства.

Юридическая наука  способствует выработке правовых основ экономики, закрепляя в законах и правовых актах регулятивы  распределения благ. Тем самым  она помогает осмыслить экономику.

Общеэкономический курс  име­ет опре­де­ля­ющее зна­че­ние в фор­ми­ро­ва­нии со­вре­мен­ной эко­но­ми­че­ской эру­ди­ции эли­ты об­щес­тва. В то же вре­мя у мно­гих име­ют­ся свои мне­ния по тем или иным во­про­сам  трак­тов­ки экономической науки, на­чи­ная с на­зва­ния, опре­де­ле­ния ее пред­ме­та и т.д. «По­ли­ти­че­ская эко­но­мия - уди­ви­те­ль­ная на­ука. Труд­но­сти и раз­но­гла­сия на­чи­на­ют­ся уже с пер­вых ша­гов в этой об­лас­ти, уже с эле­мен­тар­но­го вопроса, ка­ков, собс­твен­но, пред­мет этой на­уки? Как не­прав­до­по­доб­но это ни зву­чит, не­со­мнен­но, од­на­ко, что бо­ль­шинс­тво спе­ци­али­стов по по­ли­ти­че­ской эко­но­мии име­ет ве­сь­ма ту­ман­ное пред­став­ле­ние о дейс­тви­те­ль­ном пред­ме­те сво­их уче­ных изыс­ка­ний» [73,с.1]. Это мне­ние, высказанное в на­ча­ле ХХ ве­ка, яв­ля­ет­ся ис­тин­ным и сей­час. В ре­зу­ль­та­те у не­ко­то­рых вы­да­ющих­ся пред­ста­ви­те­лей эко­но­ми­че­ской на­уки по­яв­ля­ет­ся скеп­сис по по­во­ду воз­мож­но­сти опре­де­ле­ния ее пред­ме­та. «Ни­ка­кое опре­де­ле­ние пред­ме­та эко­но­ми­че­ской тео­рии не мо­жет быть точ­ным, да в этом, по су­ти, и нет не­об­хо­ди­мо­сти» [116,с.25]. Име­ют­ся спе­ци­аль­ные ра­бо­ты по дан­но­му во­про­су. Не бу­дем их пе­ре­ска­зы­вать, а огра­ни­чим­ся по­зи­тив­ным утвер­жде­ни­ем от­ста­ива­емой вер­сии от­ве­та по дан­но­му во­просу.      


Предыдущая Следующая