Главная страница

Ссылки

Литература

Мои друзья

Администратор


размести мою кнопку
на своем сайте.


 Юбилейные монеты России

Предыдущая Следующая

Ж. Продуктообмен. Ценности

Здесь то­ль­ко обо­зна­че­на ги­по­те­за. По­ни­ма­ние про­дук­то­об­ме­на, как выс­шей фор­мы ор­га­ни­за­ции эко­но­ми­ки, да­но И.В. Ста­ли­ным. В этом во­про­се он адек­ват­но про­до­лжил идеи В.И. Ле­ни­на об от­ри­ца­нии ры­ноч­ных от­но­ше­ний в про­цес­се стро­ите­льс­тва со­ци­али­зма. И в та­ком слу­чае со­хра­ня­ющи­еся це­ны не це­ны, а цен­но­сти ... В СССР бы­ли цен­но­сти, а не це­ны. Но к та­ко­му ти­пу цен фак­ти­че­ски при­бли­жа­ют­ся мно­гие це­ны раз­ви­тых стран. Ес­ли предприниматели США (и дру­гих стран) за­щи­ща­ют­ся про­тив цен кон­ку­рен­тов с по­мо­щью су­дов и пра­ви­те­льс­тва, то та­кие це­ны не це­ны, а цен­но­сти (по­ра­зи­те­ль­ны в этом от­но­ше­нии фак­ты ан­ти­дем­пин­го­во­го за­ко­но­да­те­льс­тва США и прак­ти­ка его при­ме­не­ния).      

Ана­ло­гич­но, суб­си­дии пра­ви­те­льс­тва США фер­ме­рам от­ри­ца­ют це­но­вую при­ро­ду фер­мерс­ких то­ва­ров. Ко­неч­но, речь не идет о том, что все это на­до опре­де­лять ди­хо­то­ми­че­ски "да - нет". Этот про­цесс про­бле­ма­ти­чен и тре­бу­ет спе­ци­аль­но­го ис­сле­до­ва­ния. Про­бле­ма цен­но­сти тре­бу­ет спе­ци­аль­но­го осмыс­ле­ния. Не­на­ду­ман­ность этой про­бле­мы мож­но вы­яс­нить с по­мо­щью рас­су­жде­ний фи­ло­со­фов по это­му во­про­су [69], не при­ни­мая их по­ло­же­ния за ис­ти­ну в по­след­ней инс­тан­ции: «... От­сутс­тву­ет чет­кое пред­став­ле­ние о том, к че­му от­но­сит­ся са­мо сло­во «цен­ность». Оно ис­по­ль­зу­ет­ся раз­ны­ми ав­то­ра­ми в со­вер­шен­но раз­ных, вза­имо­ис­клю­ча­ющих и не­со­по­ста­ви­мых смыс­лах ...» [там же]. Для нас важ­на конс­та­та­ция ав­то­ром то­го фак­та, что «... в ан­глийс­ком и не­мец­ком язы­ках по­ня­тие «цен­ность» вы­ра­жа­ет­ся тем же сло­вом, что и эко­но­ми­че­ское по­ня­тие «сто­имость»» [там же]. Од­ним сло­вом (value) на­зы­ва­ют раз­ные у нас по­ня­тия - сто­имость и цен­ность. Рас­су­жде­ния ав­то­ра ин­те­ре­сны, но они не ре­ша­ют сто­ящей пе­ред эко­но­ми­че­ской на­укой про­бле­мы. Об­ще­на­уч­ный тер­мин «цен­ность» мо­жет быть объ­яс­нен на осно­ве следующего ря­да: бла­га  -  идея  -  иде­ал  -  цен­ность. Сло­во «бла­го» ис­по­ль­зо­ва­но в са­мом ши­ро­ком, пла­то­новс­ком смыс­ле [105,Т.4,с.618].      

Сло­во «цен­ность» про­из­вод­но, вто­рич­но по срав­не­нию со сло­вом «це­на».  Оно вошло в  науку в Х1Х веке. «Понятие ценности впервые появляется у Канта…» [123, с.12]. Слово «ценность» не предшествует цене, а вытекает из него. Эти­мо­ло­гия сло­ва од­но­знач­но конс­та­ти­ру­ет это. В усло­ви­ях рын­ка це­на  -  фор­ма цен­но­сти, но цен­ность есть об­раз­ное на­зва­ние цены.   


Предыдущая Следующая