Предыдущая Следующая
Менгер
попытался дать теорию потребностей. «... Человек со своими потребностями
и своей властью над средствами удовлетворения последних составляет
исходный и конечный пункт всякого человеческого хозяйства»
[84,с.89]. Аналогично писал В. Зомбарт: «Исходным пунктом всей хозяйственной
деятельности является потребность человека, т.е. его естественная
нужда во благах» [51,Т.1,кн.1,с.43]. Люди - «рабы» своих потребностей.
Человека определяют и насилуют его потребности, т.е. собственная его природа
- совокупность
потребностей и влечений [см. 79,Т.46,Ч.1, с. 192]. Монографии о потребностях
дают содержательно многое по данному вопросу [см., в частности, 140].
Потребности
- основа жизни. Но это не
свидетельствует о том, что смысл жизни людей сводится к
потребностям. Многие люди живут не ради
потребления, а потребляют ради жизни. Такую идею высказывал и Телет. В
частности, он писал, «удовольствие не является целью жизни». И далее: «Поэтому
я не понимаю, как можно прожить счастливую жизнь, если считать счастьем одни
удовольствия, … Если бы счастье в жизни следовало определять по обилию в ней
удовольствий, тогда, как утверждает Кратет, вообще не было бы счастливых» [2, с 196-197]. В новое время Б.
Спиноза называл рабством жизнь ради
удовольствия, что составляет сущность потребительства. Особенно опасны прихоти
субъектов.
Потребности - все необходимое
для жизни людей, атрибут (неотъемлемое свойство) жизни. Понимание
потребностей зависит от изучения всего того, что нужно людям.
В повседневной жизни люди стихийно осмысливают многие потребности.
Теория потребностей призвана показать систему основных их
форм.
Потребности
┌────┴─────┐
естественные ® общественные
┌─────┴─────┐
неразумные ®
разумные
|
Потребности
┌───────┼──────┐
материальные
® социальные ® духовные
┌─────┼───────┐
питание® одежда ® жилье
|
Естественные
(физиологические) потребности (надобности) существуют стихийно.
Иные потребности - результат общественной
жизни, воспитания. В зависимости от
воспитания людей их потребности могут быть разумными и неразумными, например,
курение. Каждая из этих групп потребностей может быть конкретизирована.
Социальные (моральные) потребности: семья, друзья, общество, а
духовные - самообразование, эстетическое Предыдущая Следующая
|