Главная страница

Ссылки

Литература

Мои друзья

Администратор


размести мою кнопку
на своем сайте.


 Юбилейные монеты России

Предыдущая Следующая

                     Хоз­расчет      

    ┌─────────┼────────┐

мни­мый®фор­ма­ль­ный ® пол­ный (мо­дели)

                                ┌──────┼─────┐

                           пер­вая ® вто­рая ® тре­тья

В це­лом, ис­то­рию по­пы­ток утвер­жде­ния хо­зяйс­твен­но­го рас­че­та  мож­но свес­ти к сле­ду­ющим сту­пеням.  

МНИМЫЙ хоз­ра­счет был осно­вой де­яте­ль­но­сти мно­гих пред­при­ятий. Он не  от­ли­чал­ся от бюд­жет­но­го рас­че­та.  В раз­ных от­рас­лях сте­пень его мни­мо­сти бы­ла раз­лич­ной. Собс­твен­но к мни­мо­му хоз­ра­сче­ту  от­но­сились  убы­точ­ные пред­при­ятия, ко­то­рых всег­да бы­ло 10-20%. У них рас­хо­ды бы­ли всег­да бо­ль­ше до­хо­дов и по­сто­ян­но по­кры­ва­лись за счет до­таций.              

Не­об­хо­ди­мо по­мнить и о том, что пред­при­ятия не мог­ли са­мо­сто­яте­ль­но уста­на­вли­вать це­ны на свои то­ва­ры, а по­это­му, по­рой, в раз­ря­де "убы­точ­ных" ока­зы­ва­лись и вы­со­ко­эф­фек­тив­ные пред­при­ятия. Од­но­вре­мен­но сле­ду­ет учи­ты­вать и то, что часть амор­ти­за­ции по­сту­па­ла в бюд­жет, а по­это­му все пред­при­ятия без до­та­ций не мог­ли осу­ще­ствлять нор­ма­ль­но­го вос­про­из­водс­тва. Кро­ме то­го, в гос­бюд­жет по­сту­па­ла зна­чи­те­ль­ная до­ля при­бы­ли пред­при­ятий.      

При оцен­ке убы­точ­но­сти пред­при­ятий не­об­хо­ди­мо иметь в ви­ду то, что и в раз­ви­тых стра­нах су­ще­ству­ют убы­точ­ные пред­при­ятия внут­ри фирм, кон­гло­ме­ра­тов. Так что са­мо по се­бе су­ще­ство­ва­ние убы­точ­ных пред­при­ятий и мни­мо­го хоз­ра­сче­та сле­ду­ет счи­тать нор­мальным явлением со­вре­мен­ной эко­но­мики.      

ФОРМАЛЬНЫЙ хоз­ра­счет был основ­ным. В та­ком слу­чае пред­при­ятия по­лу­ча­ли при­быль и фор­ма­ль­но работали в условиях   хоз­ра­сче­та. Од­на­ко при­быль не при­над­ле­жа­ла пред­при­яти­ям и бо­ль­шую ее до­лю изы­ма­ли в бюд­жет. А по­это­му са­ма при­быль не мог­ла за­ин­те­ре­со­вать пред­при­ятия в по­вы­ше­нии эф­фек­ти­внос­ти хо­зяйс­тво­ва­ния. По­это­му пред­при­ятия час­то ута­ива­ли свои ре­зер­вы, не в пол­ной ме­ре бы­ли за­ин­те­ре­со­ва­ны в ис­по­ль­зо­ва­нии НТП и т.п. Вви­ду то­го, что часть амор­ти­за­ции этих пред­при­ятий шла в гос­бюд­жет,  они так­же не всег­да мог­ли обес­пе­чить нор­ма­ль­но­го вос­про­из­водс­тва без до­та­ций или ин­ве­сти­ций из гос­бюд­жета.      

ПОЛНЫЙ хоз­ра­счет так и остал­ся ло­зун­гом, не­смот­ря на то, что бы­ли раз­ра­бо­та­ны его мо­де­ли и проведены экс­пе­ри­мен­ты по их вне­дре­нию. Ча­ще все­го, пол­ный хоз­ра­счет вос­при­ни­мал­ся как ком­мер­че­ский рас­чет. Мно­гое за­ви­се­ло от мен­та­ли­те­та ру­ко­во­ди­те­лей пред­при­ятия. Мно­гие пред­при­ятия фак­ти­че­ски ве­ли та­кой рас­чет на осно­ве су­ще­ство­ва­вших за­ко­нов. В то же вре­мя эко­но­ми­че­ская на­ука так и не ука­за­ла, где кон­ча­ет­ся хо­зяйс­твен­ный и на­чи­на­ет­ся ком­мер­че­ский рас­чет. По­пыт­ки про­воз­гла­сить ло­зунг «че­ты­рех С»: са­мо­оку­па­емость, са­мо­фи­нан­си­ро­ва­ние, са­мо­сто­яте­ль­ность, са­мо­управ­ле­ние - ни­че­го не да­ли. Пол­ное их осу­ще­ствле­ние озна­ча­ло бы пре­вра­ще­ние хоз­ра­сче­та в ком­мер­че­ский рас­чет, что недо­пус­ти­мо в рам­ках еди­но­го эко­но­ми­че­ско­го комплекса, будь то кон­гло­ме­рат или гос­сек­тор. Про­ти­во­ре­чия прин­ци­пов де­мо­кра­ти­че­ско­го цен­тра­ли­зма не бы­ли раз­ре­ше­ны в СССР, но сегодня успешно решаются в некоторых развитых странах.     


Предыдущая Следующая