Главная страница

Ссылки

Литература

Мои друзья

Администратор


размести мою кнопку
на своем сайте.


 Юбилейные монеты России

Предыдущая Следующая

ДОМАШНИЙ (пат­ри­ар­ха­ль­ный) труд (упра­ва, за­бо­та) - са­мо­об­слу­жи­ва­ние лю­дей в до­маш­нем хо­зяйс­тве. Это ис­ход­ная фор­ма труда лю­дей. Она бы­ла осно­вой раз­лич­ных форм об­щес­твен­ных устройств - пат­ри­ар­ха­ль­но­го, се­мей­но­го, до­маш­не­го хо­зяйс­тва. Это труд на се­бя и   чле­нов се­мьи. Это ис­то­ри­че­ски пер­вая и се­го­дня са­мая про­стая фор­ма тру­да. Она по­все­ме­ст­на и мно­го­об­ра­зна. Име­ет­ся мно­го дан­ных о зна­че­нии это­го тру­да в на­сто­ящее вре­мя в ми­ре. На­при­мер, муж­чи­ны  США  ежедневно тру­дят­ся до­ма в сред­нем 1,5 ча­са, а жен­щи­ны - 2,2 часа. Жен­щи­ны до­ма тру­дят­ся  бо­ль­ше муж­чин  в 1,7 раза.          

 До­ля и зна­че­ние  при­сва­ива­ющего труда па­да­ет, но он со­хра­ня­ет­ся и, мож­но утвер­ждать,  бу­дет всег­да. На сме­ну аль­тру­ис­ти­че­ско­му спо­со­бу вы­пол­не­ния этой фор­мы тру­да при­хо­дит эго­ис­ти­че­ский (рыночные услуги).      

Раз­но­вид­но­стью этой фор­мы тру­да мож­но счи­тать са­мо­за­ня­тость в сфе­ре на­ту­ра­ль­ной, про­из­во­дя­щей эко­но­ми­ки. В то же вре­мя са­мо­за­ня­тость су­ще­ству­ет и в бо­лее слож­ных усло­ви­ях -  в ры­ноч­ной эко­но­ми­ке, о чем бу­дет ска­за­но далее. В США - 15-20% труда [192,с. 3].

ЭКСПЛУАТИРУЕМЫЙ (от­чуж­ден­ный) труд - основ­ная фор­ма тру­да в на­сто­ящее вре­мя. В эт­ом слу­чае ра­бот­ни­ки от­чуж­де­ны от средств про­из­водс­тва и про­дук­та их тру­да. Про­дукт де­ли­т­ся на не­об­хо­ди­мый и при­ба­воч­ный: пер­вый идет тем, кто его про­из­во­дит, а вто­рой -   работодателям, в т.ч. экс­плу­ата­то­рам. Мно­го­об­ра­зие этих форм тру­да мо­жет быть све­де­но к сле­ду­ющим.    

    ┌─ Экс­плу­ата­ция

  ┌─┴─ Подчинение

──┴─── Угне­те­ние

 Рабс­кий труд - пер­вая фор­ма экс­плу­ати­ру­емо­го тру­да. Рабс­тво, ча­ще все­го, воз­ни­ка­ло за не­упла­ту до­лгов. Эта фор­ма под­не­во­ль­но­го тру­да (угне­те­ния)  возникла после первобытного строя  и бы­ла всю последующую ис­то­рию об­щес­тва. В ХХI ве­ке она  со­хра­ня­ет­ся в раз­ных фор­мах.

Не­обыч­ность во­про­са о при­ну­ди­те­ль­ном тру­де в со­вре­мен­ном об­щес­тве вы­нуж­да­ет оста­но­вить­ся здесь на нем не­мно­го под­роб­нее. В прошлом  ученые дали та­кие пред­став­ле­ния, ко­то­рые сни­ма­ют са­му эту про­бле­му при­ме­ни­те­ль­но к на­сто­яще­му вре­ме­ни. На­при­мер, сле­ду­ющее по­ло­же­ние К. Мар­кса: «Пря­мой при­ну­ди­те­ль­ный труд -  вот осно­ва древ­не­го ми­ра; об­щес­тво по­ко­ит­ся здесь на при­ну­ди­те­ль­ном тру­де как на су­ще­ству­ющем фун­да­мен­те» [79,Т.46, Ч.1,с.192]. Лю­бые по­пыт­ки об­суж­дать ее от­вер­га­ют­ся на­чис­то. Тем не менее, эта про­бле­ма су­ще­ству­ет.


Предыдущая Следующая