Предыдущая Следующая
ДОМАШНИЙ (патриархальный)
труд (управа, забота) - самообслуживание людей
в домашнем хозяйстве. Это исходная форма труда людей. Она была основой
различных форм общественных устройств - патриархального, семейного,
домашнего хозяйства. Это труд на себя и
членов семьи. Это исторически первая и сегодня самая простая
форма труда. Она повсеместна и многообразна. Имеется много данных
о значении этого труда в настоящее время в мире. Например, мужчины
США ежедневно трудятся дома в
среднем 1,5 часа, а женщины - 2,2 часа. Женщины дома
трудятся больше мужчин в 1,7 раза.
Доля и значение присваивающего труда падает, но он сохраняется
и, можно утверждать, будет всегда.
На смену альтруистическому способу выполнения этой формы труда
приходит эгоистический (рыночные услуги).
Разновидностью
этой формы труда можно считать самозанятость в сфере натуральной,
производящей экономики. В то же время самозанятость существует
и в более сложных условиях - в рыночной экономике, о чем будет сказано
далее. В США - 15-20% труда
[192,с. 3].
ЭКСПЛУАТИРУЕМЫЙ (отчужденный)
труд - основная форма
труда в настоящее время. В этом случае работники отчуждены от
средств производства и продукта их труда. Продукт делится на необходимый
и прибавочный: первый идет тем, кто его производит, а второй - работодателям, в т.ч. эксплуататорам. Многообразие
этих форм труда может быть сведено к следующим.
┌─ Эксплуатация
┌─┴─ Подчинение
──┴─── Угнетение
|
Рабский труд - первая форма эксплуатируемого
труда. Рабство, чаще всего, возникало за неуплату долгов. Эта форма
подневольного труда (угнетения)
возникла после первобытного строя
и была всю последующую историю общества. В ХХI
веке она сохраняется в разных формах.
Необычность
вопроса о принудительном труде в современном обществе вынуждает
остановиться здесь на нем немного подробнее. В прошлом ученые дали такие представления, которые
снимают саму эту проблему применительно к настоящему времени. Например,
следующее положение К. Маркса: «Прямой принудительный
труд - вот основа древнего мира; общество покоится
здесь на принудительном труде как на существующем фундаменте»
[79,Т.46, Ч.1,с.192]. Любые попытки обсуждать ее отвергаются начисто.
Тем не менее, эта проблема существует. Предыдущая Следующая
|