Главная страница

Ссылки

Литература

Мои друзья

Администратор


размести мою кнопку
на своем сайте.


 Юбилейные монеты России

Предыдущая Следующая

Все пред­шес­тву­ющие мо­но­по­ли­стам субъ­ек­ты рынка фак­ти­че­ски мо­ди­фи­ци­ру­ют­ся мо­но­по­ли­ями и те­ря­ют свое ис­ход­ное со­сто­яние. В ре­зу­ль­та­те со­вер­шен­ный кон­ку­рент пре­вра­ща­ет­ся в бед­ня­ка, а гос­подс­тву­ющей в ми­ро­вом рын­ке си­лой становятся монополии. Не от­ри­цая это­го под­хо­да, про­ана­ли­зи­ру­ем  поведение глав­ных субъ­ек­тов рын­ка в ге­не­ти­че­ской их по­сле­до­ва­те­ль­ности.

«Конкуренция покоится на интересе, а интерес снова создает монополию; короче говоря,  конкуренция переходит в монополию. С другой стороны,  монополия не может остановить поток конкуренции; больше того, она сама порождает конкуренцию  ...»  [79,Т.1, с.559-560].  

             Кон­ку­ренты

                    ┌───────────┼──────────┐

                     со­вер­шен­ные ® ре­аль­ные ® мо­но­по­льные

                                      
                                      
                 └─────────  └─────────  └─────────

«СОВЕРШЕННЫМ КОНКУРЕНТОМ» на­зы­ва­ют та­ко­го про­из­во­ди­те­ля то­ва­ра, ко­то­рый не  воз­дейс­твует на це­ны рын­ка. Он при­ни­ма­ет це­ны рын­ка. До­ля его то­ва­ров на рын­ке несу­ще­ствен­на, и ско­ль­ко бы ни про­из­во­дил он то­ва­ров, це­ны на рын­ке не из­ме­ня­ют­ся. Со­вер­шен­ный кон­ку­рент ис­хо­дит из объ­ек­ти­вной це­ны его то­ва­ра. Он при­спо­са­бли­ва­ет­ся к це­не рынка, т.е. яв­ля­ет­ся це­но­по­лу­ча­телем. В на­сто­ящее вре­мя к со­вер­шен­ным кон­ку­рен­там мож­но от­не­сти мелких пред­при­ни­ма­те­лей, капиталистов (мелкий бизнес). Спрос на их товары определяет рынок. Линия цены одновременно отражает средние и предельные доходы.

       РЕАЛЬНЫЙ (монополистический) КОНКУРЕНТ вы­нуж­ден по­ни­жать це­ны на свои то­ва­ры с це­лью по­вы­ше­ния  их сбы­та. Та­кое по­ло­же­ние воз­ни­кло в древ­нем ми­ре. Ина­че, это бы­ло и в усло­ви­ях ре­аль­но­го до­ка­пи­та­ли­сти­че­ско­го и ка­пи­та­ли­сти­че­ско­го рын­ков: цены были главным орудием конкурентной борьбы. В ре­зу­ль­та­те це­ны на то­ва­ры име­ли тен­ден­цию к па­де­нию. Ре­аль­ный кон­ку­рент дол­жен про­во­дить по­ли­ти­ку це­но­ис­ка­те­ля, то есть опре­де­ле­ния та­ко­го уров­ня цен на свои то­ва­ры, ко­то­рый по­зво­лит ему ре­шить свои  про­блемы.

По ме­ре раз­ви­тия рын­ка уве­ли­чи­ва­лось воз­дейс­твие его за­ко­нов на то­ва­ро­про­из­во­ди­те­ля. Имен­но эти за­ко­ны при­ве­ли к огра­ни­че­нию чис­то­го рын­ка биз­не­сом и ста­но­вле­нию со­вре­мен­но­го рын­ка, основ­ны­ми эле­мен­та­ми ко­то­ро­го яв­ля­ют­ся оли­го­по­лия, ду­опо­лия и, в известной  степени, мо­но­полия.      Максимизация прибыли конкурентной фирмой происходит на основе анализа предельных характеристик производимого товара.


Предыдущая Следующая