Предыдущая Следующая
Корпорации
┌──────┴────┐
частные ® государственные
┌──────┴────┐
прибыльные ® неприбыльные
(коммерческие) (благотворительные)
┌─────┴────┐
обычные ®
специальные
|
Возникновение
промышленных монополий ведет к появлению у них монопольной власти,
что позволяет им диктовать цены на
рынке и по этой причине гарантировать высокую прибыльность своего
бизнеса:
монопольная власть® диктат цен ® сверхприбыли.
Монопольное
ценообразование ведет к эксплуатации
не только работников, занятых на этих предприятиях, но и всех остальных
субъектов рынка. Все это происходит посредством «ножниц цен» - так называют
график изменения цен на товары монополий и товары аутсайдеров, покупаемые монополиями.
Этот феномен называют также «диспаритетом цен» и «двойным тарифом».
Цены
на товары монополий
Цены на товары
аутсайдеров
В результате различных
тенденций развития цен возникает монопольная власть и монопольная прибыль, которая существенно
превышает норму прибыли остальных предприятий.
Некоторые
факты получения сверхприбыли можно встретить в повседневной печати.
В целом, этот факт можно осознать с помощью следующих данных.
Стандартная рентабельность монополий в
гражданских отраслях США составляет 30-35%, в военных (ВПК) - 50%, в то время как обычный
капитал получает 10% прибыли.
Норма прибыли,
%
30
20
10
10
20 30 40 Рыночная доля
компании, %
Монополии
прокладывают себе дорогу всюду и всяческими способами, начиная от
«скромного» платежа отступного и кончая применением прямого насилия
по отношению к конкуренту. Промышленный шпионаж, бойкот и другие методы
лежали в основе возникновения монополий. В современном мире
у монополий достаточно законных средств для гарантии своего процветания.
Прежде всего - применение последних
достижений науки и техники, маркетинга, менеджмента. Монополизация
развивается по многим направлениям:
*
высокие темпы слияний и поглощений;
Предыдущая Следующая
|