Главная страница

Ссылки

Литература

Мои друзья

Администратор


размести мою кнопку
на своем сайте.


 Юбилейные монеты России

Предыдущая Следующая

*        раз­ме­ры этих по­со­бий рас­тут по­то­му, что в них вклю­ча­ют раз­но­об­ра­зные ди­дак­ти­че­ские ма­те­ри­алы - во­про­сы, упраж­не­ния, за­да­чи, сло­ва­ри и т.п.;      

*        их пи­шут от­де­ль­ные ав­то­ры, а по­это­му в них мно­го субъ­ек­тив­ных со­об­ра­же­ний, чрез­мер­ный плю­ра­лизм мне­ний. Это до­сто­инс­тво ока­зы­ва­ет­ся од­но­вре­мен­но и не­до­стат­ком. В то же вре­мя су­ще­ству­ет тен­ден­ция раз­ра­бо­тки со­гла­со­ван­ных по­со­бий мно­ги­ми ав­то­ри­те­та­ми, как это име­ет мес­то в «При­клад­ной эко­но­ми­ке» - осно­ве про­грам­мы «До­сти­же­ния мо­лодых» [109];      

*        на­блю­да­ют­ся и субъ­ек­тив­ные увле­че­ния опре­де­лен­ны­ми ас­пек­та­ми эко­но­ми­ки, асим­ме­трич­ность вмес­то гар­мо­нии, сис­те­мнос­ти. Од­ни ав­то­ры да­ют бо­ль­ше мар­ке­тин­га, дру­гие - ме­не­джмен­та, тре­тьи - эко­но­ме­три­ки и т.д.;      

*        со­вре­мен­ные ра­бо­ты на­пи­са­ны на осно­ве «сти­хий­ной ло­ги­ки», в них нет прак­ти­че­ской диа­лек­ти­ки, а по­это­му их тео­ре­тич­ность не­су­ще­ствен­на.

       На­зван­ные  недостатки  по­со­бий для эко­но­ми­че­ско­го об­ра­зо­ва­ния ста­вят про­бле­мы пе­ре­хо­да к бо­лее раз­ви­тым уров­ням - ди­дак­ти­че­ским сис­те­мам. По­след­ние долж­ны вклю­чить в се­бя ра­цио­на­ль­ные зер­на всех су­ще­ству­ющих, про­ти­во­по­лож­ных, про­ти­во­ре­чи­вых кон­цеп­ций. Сле­ду­ет иметь в ви­ду та­кой факт: в про­ти­во­борс­тву­ющих эко­но­ми­че­ских шко­лах обыч­но ма­ло или нет со­всем за­блуж­де­ний, а име­ет­ся ги­пер­тро­фи­ро­ва­ние тех или иных ас­пек­тов эко­но­ми­че­ской прак­ти­ки. В свя­зи с этим и важ­но ис­по­ль­зо­вать все ра­цио­на­ль­ное в со­вре­мен­ной эко­но­ми­че­ской мыс­ли, что воз­мож­но то­ль­ко с по­мо­щью ин­тел­лек­ти­ки. Эту про­бле­му лег­че на­звать, чем ре­шить.      

В ХIХ ве­ке обо­со­би­лись две вет­ви эко­но­ми­че­ской мыс­ли: «про­ле­тарс­кая» и «пред­при­ни­ма­те­льс­кая». Пер­вая из них за осно­ву взя­ла тру­до­вую тео­рию це­ны (сто­имо­сти), а вто­рая - тео­рию пре­де­ль­ной по­ле­знос­ти. Им при­су­щи од­ни и те же не­до­стат­ки: апо­ло­ге­тич­ность, нетео­ре­тич­ность, не­пе­да­го­гич­ность, неинтел­лек­ту­аль­ность. Ко­рен­ная при­чи­на этих не­до­стат­ков - фи­ло­софс­кая некомпетентность ее адеп­тов. В то же вре­мя в каж­дой из них име­ют­ся свои до­сто­инс­тва. Про­ле­тарс­кая вер­сия ба­зи­ру­ет­ся на со­зна­те­ль­ном при­ме­не­нии фи­ло­со­фии, пре­жде всего, ло­ги­ки и диа­лек­ти­ки. За­ло­жен­ные ею осно­вы бы­ли дви­же­ни­ем к тео­ре­тич­но­сти. Од­на­ко эта тен­ден­ция вы­ро­ди­лась, не была вос­при­ня­та ее по­сле­до­ва­те­ля­ми. В ре­зу­ль­та­те она за­шла в ту­пик и по­тер­пе­ла со­кру­ши­те­ль­ное по­ра­же­ние. Тео­ре­тич­ность эко­но­ми­че­ских зна­ний не осу­ще­стви­лась в этом на­прав­ле­нии эко­но­ми­че­ской на­уки. У клас­си­ков пред­при­ни­ма­те­льс­кой по­ли­тэ­ко­но­мии на­ме­ти­лись се­рь­е­зные мо­мен­ты объ­яс­не­ния прак­тики.      


Предыдущая Следующая