Главная страница

Ссылки

Литература

Мои друзья

Администратор


размести мою кнопку
на своем сайте.


 Юбилейные монеты России

Предыдущая Следующая

ТОРГОВАЯ мо­но­по­лия при­об­ре­ла  зна­че­ние в сред­не­ве­ко­вье. Тог­да воз­ни­кли раз­лич­ные ком­па­нии - ост-индская, ган­зейс­кая и дру­гие, при­ви­ле­гии ко­то­рых обыч­но за­креп­ля­лись го­су­дарс­твом, да­ро­ва­лись им на осно­ве ука­зов. Со­вре­мен­ный тор­го­вый ка­пи­тал так­же час­то по­ль­зу­ет­ся такой воз­мож­но­стью.  

ПРОМЫШЛЕННАЯ мо­но­по­лия воз­ни­кла не в од­но­ча­сье. Пер­во­на­ча­ль­но она по­яви­лась в от­но­ше­нии невоспроизводимых то­ва­ров, например, при про­из­водс­тве шам­панс­ких вин во Фран­ции. В та­ком слу­чае осо­бые при­род­но-кли­ма­ти­че­ские усло­вия, как и тра­ди­ции ви­но­де­лия, бы­ли осно­вой мо­но­по­лии. Та­кие мо­но­по­лии со­хра­ня­ют зна­че­ние и в со­вре­мен­ном рын­ке. В то же вре­мя не они по­слу­жи­ли осно­вой со­вре­мен­ной мо­но­по­ли­за­ции про­из­водс­тва, на­чав­шей ин­тен­си­вно раз­ви­ва­ть­ся в ХIХ ве­ке. Со­вре­мен­ные мо­но­по­лии про­из­во­дят лю­бые, сво­бод­но вос­про­из­во­ди­мые то­ва­ры. Усло­ви­ем ста­но­вле­ния та­ких мо­но­по­лий стал на­уч­но-тех­ни­че­ский, про­из­водс­твен­ный про­гресс в  эко­но­ми­ке ХIХ века, а  основой  - индустриальное могущество, приведшее к возникновению у них "монопольной власти".

                           Мо­но­полии

    ┌──────────┼──────────┐

 мест­ные ® на­цио­на­ль­ные ®  мировые

Мо­но­по­лии пер­во­на­ча­ль­но воз­ни­кли как мест­ные яв­ле­ния, за­тем они ста­ли на­цио­на­ль­ны­ми, а се­го­дня - ми­ро­вы­ми фе­но­ме­на­ми. Каж­дая из них мо­жет быть раз­личной.  

Монополии  возникали   в силу разных конкретных причин и многообразны:

          Мо­но­полии

   ┌─────┴─────┐

   случай­ные  ® не­слу­чайные

         ┌─────┴─────┐

                  за­кры­тые  ®  от­крытые

               ┌─────┴──────┐

            невос­про­из­во­ди­мые ®  вос­про­из­во­димые

                      ┌─────┴─────┐

                                       ес­те­ствен­ные ®  ис­кус­ст­венные

                        ┌───┴────┐

                                                           до­ми­нант­ные ®  чистые

                                  ┌─────┴───┐

                                                                   про­стые  ® дис­кри­ми­на­ци­онные

СЛУЧАЙНЫЕ И НЕСЛУЧАЙНЫЕ МОНОПОЛИИ. В от­де­ль­ных слу­ча­ях воз­ни­ка­ют слу­чай­ные мо­но­по­лии, ког­да на ка­ком-ли­бо рын­ке вре­мен­но ока­зы­ва­ет­ся один про­да­вец опре­де­лен­но­го то­ва­ра. Та­кой про­да­вец мо­жет по­лу­чить до­ба­воч­ную при­быль. «Под слу­чай­ной мо­но­по­ли­ей мы по­ни­ма­ем мо­но­по­лию, воз­ни­ка­ющую для по­ку­па­те­ля или про­дав­ца из слу­чай­но­го со­от­но­ше­ния спро­са и пред­ло­же­ния» [79,Т.25,Ч.1,с.194-195]. Оста­ль­ные фор­мы мо­но­по­лий не ­слу­чайны.     


Предыдущая Следующая