Главная страница

Ссылки

Литература

Мои друзья

Администратор


размести мою кнопку
на своем сайте.


 Юбилейные монеты России

Предыдущая Следующая

В древ­но­сти воз­ник и дру­гой тип прак­ти­че­ских зна­ний о тру­де: зна­ния о хозяйствовании  (ве­де­нии до­маш­не­го хо­зяйс­тва). Затем воз­ник тер­мин «эко­но­ми­ка», ко­то­рый с тех пор озна­ча­ет и прак­ти­ку, и на­уку о прак­ти­ке. Эко­но­ми­че­ская на­ука от­ра­жа­ла ор­га­ни­за­цию хозяйственных опе­ра­ций, распределительные, в том чис­ле ры­ноч­ные от­но­ше­ния с дру­ги­ми до­мо­хо­зяйс­тва­ми, а так­же и с дру­ги­ми фор­ма­ми хо­зяйс­твен­ных яче­ек об­щес­тва - хра­мо­вы­ми хо­зяйс­тва­ми, го­су­дарс­твен­ным хо­зяйс­твом.      

Пер­вой эко­но­ми­че­ской кни­гой мож­но счи­тать про­из­ве­де­ние Ксе­но­фон­та (430-355 гг. до н. э.). В ис­то­рии эко­но­ми­че­ской мыс­ли ему уде­ле­но долж­ное вни­ма­ние. В то же вре­мя по­ка не­до­оце­ни­ва­ют этот до­ку­мент эко­но­ми­че­ской мыс­ли. Ксе­но­фонт ис­хо­дил из не­воз­мож­но­сти всез­на­ния в хо­зяйс­твен­ном де­ле. В то же вре­мя он дал не то­ль­ко об­щие прин­ци­пы, но и, го­во­ря со­вре­мен­ным язы­ком, со­де­ржа­ние ме­не­джмен­та. В его тру­де со­де­ржат­ся при­клад­ные эко­но­ми­че­ские во­про­сы, а так­же и зна­ние агро­те­хни­ки вы­ра­щи­ва­ния зер­но­вых, са­до­водс­тва. Тем са­мым его про­из­ве­де­ние - факт единс­тва тех­ни­че­ских и при­клад­ных эко­но­ми­че­ских на­ук, ко­то­рые в по­сле­ду­ющем обо­со­би­лись.      

Эко­но­ми­че­ские зна­ния мож­но най­ти в ра­бо­тах Пла­то­на, Арис­то­те­ля и дру­гих древ­них ав­то­ров. Этот тип прак­ти­че­ских зна­ний по­сто­ян­но раз­ви­вал­ся. В на­ча­ле но­во­го вре­ме­ни он пред­став­лял уже до­во­ль­но слож­ное уче­ние. На­при­мер, в ХIII ве­ке Э. Бу­ало  со­став­ил  кни­гу ре­ме­сел Па­ри­жа, ко­то­рая охва­ты­ва­ла 100 из 350 ре­ме­сел. Она отража­ла раз­лич­ные ас­пек­ты ре­мес­лен­но­го про­из­водс­тва: его ор­га­ни­за­цию, ре­гла­мен­та­цию. В ней бы­ли ука­за­ны по­вин­но­сти в по­ль­зу каз­ны. Она бы­ла пра­во­вой осно­вой це­хо­во­го строя. По­сле­ду­ющее раз­ви­тие этих зна­ний по­ро­ди­ло всю со­во­куп­ность со­вре­мен­ных при­клад­ных эко­но­ми­че­ских на­ук. В со­ста­ве по­след­них мож­но на­счи­тать бо­ль­шое чис­ло спе­ци­аль­ных эко­но­ми­че­ских на­ук. Они име­ют гро­мад­ное зна­че­ние для ор­га­ни­за­ции со­вре­мен­ной эко­но­ми­ки. Для обес­пе­че­ния сис­те­мной  трак­тов­ки прикладных наук не­об­хо­ди­мо  из­ло­же­ние на осно­ве стро­го опре­де­лен­но­го под­хо­да к эко­но­ми­че­ской прак­ти­ке, что ве­сь­ма труд­но обес­пе­чить. В эко­но­ми­че­ских на­уках су­ще­ству­ет мно­го про­ти­во­ре­чий, не­до­стат­ков из­ло­же­ния и т.п. Не­до­стат­ки ука­зан­ных на­ук  привели к раз­ра­бо­тке  об­ще­эко­но­ми­че­ских тео­рий, экономикс.      

Пред­ме­том ФТЭ по­сле­до­ва­те­ль­но были:  ма­те­ри­аль­ное про­из­водс­тво, ре­сур­сы, богатство;    ор­га­ни­за­ция лю­дей при обес­пе­че­нии ими бла­го­со­сто­яния; различные общественные формы организации людей с целью удовлетворения их потребностей;  производственные отношения, тех­ни­ка, ме­то­ды ана­ли­за и при­ня­тия ре­ше­ний.    Техника анализа (“техника мышления” по Кейнсу) все бо­лее ста­но­вит­ся глав­ной при обу­че­нии ФТЭ [см. 132, с.6-7], что не от­ри­ца­ет важ­но­сти пер­во­на­ча­ль­ных ее объ­ек­тов. ФТЭ пре­вра­щается  в средс­тво раз­ви­тия ин­тел­лекта для понимания общей системы распределительных отношений общества.              


Предыдущая Следующая