Предыдущая Следующая
Западная
экономическая наука стремится исключить всякую идею, которая так
или иначе может стать основанием для
сомнений по поводу отрицания ею эксплуатации человека человеком в условиях рынка. В связи с этим она постулирует
полезности в качестве основы цен и затем рассматривает значение
цен для других факторов:
полезности
® цены ® другие экономические явления.
То,
что западная парадигма постулирует, еще требует особого доказательства,
от которого она отказывается. Это
не научный фактор, а то же самое, что служит основой теологии - вера, предвзятость, идеологемы и т.п. ортодоксальные
догмы. Хотите верьте, а если вы не верите, то вам грозят всеми карами
неба, “отключают кислород” жизни и, тем более, научного познания. Такие рассуждения
переходят из разряда научных в разряд теологических, и сколько бы
не было у них последователей (а их меньше, чем у Христа и Магомета),
все это не имеет научного значения.
б. Цена как аргумент раскрывается показом тех явлений,
которые от нее зависят. На это делает упор неоклассика. И для
этого анализа разработана сложная методология.
Берут
координатную плоскость. При анализе спроса вертикальную ось обозначают
символом «р» - первой буквой
английского слова «цена» (ц) (price), количество (к) - Q (quantity),
кривую спроса (с) обозначают символом «d» (от английского слова demand).
Цену
считают аргументом, а спрос (и предложение) функцией. Это не означает
отсутствия воздействия спроса (предложения) на цену. Не только цена
определяет спрос и предложение, но и
величины последних обратно воздействуют на цену на конкретных
рынках:
Не «цены ® спрос», а
«цены спрос».
В этой азбучной истине рынка можно убедиться с помощью старых мнений: «Старинные
французские виноградари, добивавшиеся издания закона, который запретил бы
разведение новых виноградников, точно так
же, как и голландцы,
сжигавшие азиатские пряности и
выкорчевывавшие гвоздичные деревья на Молуккских островах, желали просто-напросто уменьшить изобилие,
чтобы этим поднять меновую стоимость. В
продолжение всего средневековья
люди действовали по этому же самому принципу, ограничивая законами
число подмастерьев, которых мог иметь у себя один мастер, и число инструментов,
которые он мог употреблять» [79, Т.4, с.77].
Общеизвестно, что высокая урожайность неизбежно ведет к падению цен на
сельскохозяйственные товары [см.: 109, с.196]. Практика ценообразования монополий построена на
ограничении предложения, с тем чтобы
повысить цену и получить сверхприбыль. Предыдущая Следующая
|