Главная страница

Ссылки

Литература

Мои друзья

Администратор


размести мою кнопку
на своем сайте.


 Юбилейные монеты России

Предыдущая Следующая

За­пад­ная эко­но­ми­че­ская на­ука стре­ми­т­ся ис­клю­чить вся­кую идею, ко­то­рая так или ина­че мо­жет стать осно­ва­ни­ем для  со­мне­ний по поводу от­ри­ца­ния ею экс­плу­ата­ции че­ло­ве­ка че­ло­ве­ком  в условиях рынка. В свя­зи с этим она по­сту­ли­ру­ет по­ле­знос­ти в ка­че­стве осно­вы цен и за­тем рас­сма­три­ва­ет зна­че­ние цен для дру­гих фак­то­ров:

 по­ле­знос­ти ® це­ны ® дру­гие эко­но­ми­че­ские яв­ле­ния. 

То, что западная парадигма по­сту­ли­ру­ет, еще тре­бу­ет осо­бо­го до­ка­за­те­льс­тва, от ко­то­ро­го она от­ка­зы­ва­ет­ся. Это  не на­уч­ный фак­тор, а то же са­мое, что слу­жит осно­вой тео­ло­гии - ве­ра, пред­взя­тость,  идеологемы и т.п. ор­то­до­кса­ль­ные дог­мы. Хо­ти­те ве­рь­те, а ес­ли вы не ве­ри­те, то вам гро­зят все­ми ка­ра­ми не­ба, “отключают кислород” жизни и, тем более, научного познания. Та­кие рас­су­жде­ния пе­ре­хо­дят из раз­ря­да на­уч­ных в раз­ряд тео­ло­ги­че­ских, и ско­ль­ко бы не бы­ло у них по­сле­до­ва­те­лей (а их ме­нь­ше, чем у Хрис­та и Ма­го­ме­та), все это не име­ет на­уч­но­го зна­чения.

 б. Це­на как ар­гу­мент рас­кры­ва­ет­ся по­ка­зом тех яв­ле­ний, ко­то­рые от нее за­ви­сят. На это де­ла­ет упор неоклассика. И для это­го ана­ли­за раз­ра­бо­та­на слож­ная ме­то­до­логия.      

Бе­рут ко­ор­ди­нат­ную плос­кость. При ана­ли­зе спро­са вер­ти­ка­ль­ную ось обо­зна­ча­ют сим­во­лом «р» - пер­вой бук­вой ан­глийс­ко­го сло­ва «це­на» (ц) (price), ко­ли­че­ство (к) - Q (quantity), кри­вую спро­са (с) обо­зна­ча­ют сим­во­лом «d» (от ан­глийс­ко­го сло­ва demand).      

Це­ну счи­та­ют ар­гу­мен­том, а спрос (и предложение) функ­ци­ей. Это не означает отсутствия воздействия спроса (предложения) на цену. Не то­ль­ко це­на опре­де­ля­ет спрос и предложение, но и  величины последних об­рат­но воз­дейс­тву­ют на це­ну на кон­крет­ных рынках:

            Не     «цены ® спрос»,   а      «цены           спрос».

 В этой азбучной истине рынка  можно убедиться  с помощью старых мнений: «Старинные французские виноградари, добивавшиеся издания закона, который запретил бы разведение новых виноградников, точно так  же, как и голландцы,  сжигавшие  азиатские пряности и выкорчевывавшие гвоздичные деревья на Молуккских островах,  желали просто-напросто уменьшить изобилие, чтобы этим поднять меновую стоимость.  В продолжение всего средневековья  люди  действовали  по этому же самому принципу, ограничивая законами число подмастерьев, которых мог иметь у себя один мастер, и число инструментов, которые он мог употреблять» [79, Т.4, с.77].  Общеизвестно, что высокая урожайность неизбежно ведет к падению цен на сельскохозяйственные товары [см.: 109, с.196]. Практика  ценообразования монополий построена на ограничении предложения, с  тем чтобы повысить цену и получить сверхприбыль.


Предыдущая Следующая